Сегодня в историю человечества входит новая великая идея

11 января 2010 г. в 00:00
Сегодня одним из основных вопросов Истории является вопрос морального прогресса Человечества. Мы считаем, что основой морального крушения современного мира в конечном счете является либеральная идеология и либеральная традиция. Именно они возвели на пьедестал понятия «индивид», «частный интерес», «польза-выгода», «конкуренция» и так далее в качестве основополагающих. Эти принципы стали практическими ориентирами государственной и общественной деятельности, направленными исключительно на «минимизацию издержек и максимизацию выгод» любой ценой, и все это вне рамок и сферы морали.

Главный парадокс либерализма заключается в том, что сумма частных интересов и действий, по определению лишенных моральных мотиваций (так как «человек человеку - конкурент»
, должна (по представлениям либералов) якобы создать в конечном итоге наиболее справедливую и свободную среду социальной жизни. Гарантией этого должна признаваться, так же априори безупречная, логика рыночной общественной саморегуляции и «общественный договор» об «обеспечении равных стартовых возможностей выживания в условиях справедливости». Мир, построенный на идее «сделай все для себя и собственного успеха, и тогда будет хорошо всем», уже доказал свою конечную порочность.

Как мы знаем, прогресс, построенный именно на этом «идеальном либеральном порядке», и приводит сегодня к крушению цивилизации. Сегодня такой прогресс (такой ценой) уже не представляется как неизбежность и даже как необходимость. Эта мысль рождена не сегодня. Еще в 1925 году наш соотечественник и теоретик «евразийства» Петр Савицкий писал: «Нужно объявить войну «воинствующему экономизму», в чем бы он ни проявлялся…» Таким образом, оказывается, что, в принципе, и Френсис Фукуяма, и Петр Савицкий оказались, каждый по-своему, правы - мы действительно присутствуем при «конце истории», правда, при конце западно-либеральной ее эпохи.

Суммируя сказанное, констатируем следующее.

• Существующий уклад бытия человечества сформирован под воздействием идей либерализма и представляет собою «уклад потребления».

• Это «потребление» носит глобальный изматывающий характер, так как оно изматывает природные ресурсы, человеческую нравственность, а также всю шкалу социальных структур и отношений людей.

• Современная стратегия Запада и его идеология потребления превращает все население Земли в исключительно «потребляющих особей», рост потребительских потребностей которых автоматически (и бесконечно) обеспечивает «материальный успех, свободу и справедливость» только и исключительно авторам, прогрессорам и «царствующим апологетам» либерализма.

• Проводимая США стратегия «принудительной демократизации мира» («Как, у вас еще нет демократии? Тогда мы идем к вам!»
призвана расширить ареал влияния этой «демократической либеральной империи» на весь остальной мир в целях: формирования новых рынков потребления, адаптированных к стандартам Западной модели цивилизации; приращения трудовых, энергетических и всех других видов ресурсов, обеспечивающих функционирование и выживание Запада за счет остального мира (см. теорию «золотого миллиарда).

• Земная природа и ресурсы человечества уже не выдерживают предлагаемой социуму потребительской нагрузки.

Мы уверены, что эра «изматывающего потребления» завершается. Что может сменить ее и в «каких муках и крови» придет к нам новая эпоха - приходится только предполагать, экстраполируя в будущее сегодняшние американские, корпоративные, информационные, геоэкономические и террористические войны.

Сегодня в историю человечества входит новая великая идея - идея самоограничения развития цивилизации, которая представляется некоей панацеей выживания и главным принципом социальной справедливости. Не будет ли эта идея реализовываться ценой отказа от прогресса? Ответ еще не ясен, но можно предположить, что новое прочтение понятия «прогресс человечества» будет имманентно включать в себя: нравственное совершенство людей, новый уровень их культуры, образования, здравоохранения, безопасности и толерантности; примат честного производительного труда и социальной справедливости; реальное ограничение потребления и так далее.

Интересно, что обеспечение экономического роста, будучи ориентиром деятельности, никогда не являлось целью развития ведущих стран мира. «Капитализм зародился не как экономическая система, но как этическая и религиозная по происхождению трудовая аскеза». Очевидно, что формирование и нового планетарного уклада, и совместного геополитического проекта всех основных цивилизаций людей, направленного на устранение негативных тенденций развития человечества, порожденных либерализмом, также должно начинаться с формирования новой идеологии.