Высшей формой справедливой войны явились войны России в защиту своего Отечества

21 сентября 2010 г. в 08:30

На мой взгляд, эффективная государственная идеология воинской службы не может быть разработана внутри военного ведомства. Ее необходимо разрабатывать силами экспертного сообщества по заказу Президента России, а силовые структуры должны только участвовать в этой работе.

Государственная идеология воинской службы должна строиться на признании и учете внешней и внутренней функций Армии и нового класса ее задач.

Государственная идеология воинской службы может появиться только в результате диалога между Обществом и Государством. Сама совместная работа над ней может стать новым стимулом взаимного доверия и согласия, а в ее результате должны улучшиться и военно-гражданские отношения в стране в целом.

Государственная идеология воинской службы может быть эффективной только тогда, когда Государство всегда, при любых обстоятельствах, будет точно выполнять свой долг по обеспечению Армии всем необходимым и никогда не будет «подставлять» ее в результате собственной безответственности и политической близорукости.

Государственная идеология воинской службы должна строиться с тем, чтобы жизнь солдат и офицеров стала государственной ценностью, их личные свободы - неприкосновенными, а их неизбежные ограничения компенсировались условиями жизни, экономическими условиями и престижностью службы, а риск службы и ее условия были бы понимаемы и одобрены Обществом. Поэтому в этом плане Армия может рассматриваться и как часть Общества, и как часть демократического процесса, а не как орудие какой-либо властной структуры.

Кроме того, государственная идеология воинской службы должна стать фундаментом новой российской воинской этики, основой внутреннего руководства всех силовых структур государства и полем, не позволяющим проникнуть в их ряды миазмам внутреннего разложения.

Это особенно актуально сейчас, так как Армия становится угрозой Обществу и Государству не только тогда, когда начинает играть самостоятельную политическую роль, а главным образом тогда, когда она теряет управляемость и монолитность как единая боевая сила, то есть когда она разлагается. Армия разлагается тогда, когда ее разлагают специально извне и изнутри, но этот процесс может быть успешен только потому и тогда, когда она становится «лишней», «бесцельной» и «бесхозной», то есть теряет цель и смысл своего существования.

Когда, как сейчас, резко меняются «идеалы и идолы» и в ее существо вносятся извне принципы ей чуждые, а Государство и Общество не способны сформулировать ответ на вопрос «кому и во имя чего служить?». В этих условиях пока еще очевидная политическая пассивность Армии должна расцениваться нашими политиками как «подвиг ее внутреннего миротворчества», хотя испытывать ее терпения не надо.

В этом плане нам представляются точными мысли выдающихся русских военных мыслителей времен эмиграции Н. Головина и А. Керсновского что «только моральный дух как «моральная упругость», то есть реализованное состояние превосходства в духе, не даст Армии и обществу впасть в «моральное оскудение» и разложение в связи с их «перенапряжением» войной. Поэтому поддержание «моральной упругости» армии и общества является одной из главных задач государства, а это во многом есть задача идеологии.

Кроме того, совершенно очевидно, что государственная идеология воинской службы может быть построена только на готовности Общества поддержать, а личного состава Армии вести справедливую войну с понятными всем - и офицерам, и личному составу, и Обществу - целями и задачами.

Высшей формой справедливой войны явились войны России в защиту своего Отечества, поэтому они и назывались Отечественными. Интересно, что Отечественная война 1812 года была первой и единственной войной, к которой Россия была готова и потому так блестяще ее выиграла.

Но самое главное заключалось в том, что к этой войне прежде всего готовилось Общество, которое и заставило готовиться к ней Государство и Армию. Именно поэтому война стала Отечественной, то есть всенародной.

Великая Отечественная война стала всенародной не потому, что так сказало неготовое к ней Государство, а потому, что Общество осознало, что надвигающаяся «неметчина» по масштабам угрозы более опасна, чем даже татаро-монгольское иго, и это вопрос цивилизационного выживания Отечества.

Таким образом, безусловно справедливая война - это война народа за свое выживание. Быть войне просто очередной «войной на наших рубежах» или Отечественной - решает Общество, а не Государство. Это зависит не от готовности Государства к войне, а от осознания справедливости и важности войны и готовности ее поддержать - населением страны.

Исторический опыт России убедительно доказывает, что войны на выживание не могут осуществляться и быть победоносными без огромных мобилизационных напряжений всей страны, а анализ развития современных внешнеполитических тенденций прямо говорит о том, что они (большие мобилизационные напряжения) могут России еще предстоять.